Разделы сайта

Главная

Советы психолога

Замещающая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся прежде всего приемные семьи.

Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с «Положением о приемной семье» на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора, на основании которого они приобретают статус родителей-воспитателей.

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Согласно пункту 21 «Положения о приемной семье» не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Следовательно, указанные лица не могут выступать в качестве приемных родителей, хотя в то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.

 

Бесспорно, что воспитание чужого ребенка, сопряжено с бóльшим (по сравнению, с кровным) количеством трудностей. Вкупе, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее подбора.

Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  •  отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  •  бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  •  лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике часто выступают: а) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, б) отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

В настоящее время процесс национального усыновления и устройства детей в замещающие семьи регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  •  Кодекс Республики Беларусь о браке семье (КоБС);
  •  Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
  •  Положение о приемной семье: постановление Совета Министров РБ от 28 октября 1999 г. № 1678 (послед. изменения и доп. от 17 декабря 2007 г. № 1747);
  •  Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 290;
  •  Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан»;
  •  Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005г. № 4 «Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями»;
  •  Постановление Министерства образования Республики Беларусь №20 от 12 марта 2007г. «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских домов семейного типа, возврата детей родителям»;
  •  Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 мая 2006 г. № 34 «Об утверждении формы медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка, ребенка, передаваемого опекуну (попечителю), родителю-воспитателю, на воспитание в приемную семью».

На основании «Положения о приемной семье» органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца с момента подачи заявления проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять де­тей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлет­ворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования ус­ловий жизни кандидатов в приемные родители.

При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и по­печительства учитывает опыт воспитания ими род­ных и усыновленных детей и отражает в заключе­нии о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социали­зации родных и усыновленных детей.

Для подготовки заключения о возможности за­явителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответ­ствующих органов и организаций следующие до­кументы и (или) сведения:

› копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в при­емную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда;

› справка с места работы с указанием занимае­мой должности или выполняемой работы и разме­ра заработной платы за предшествующий образова­нию приемной семьи год;

› сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

› сведения о том, лишалось ли лицо (лица), же­лающее взять детей на воспитание в приемную се­мью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

› сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

 Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование, при необходимости – дополнительное обследование, осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата в приемные родители. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя учреждения и гербовой печатью. В медицинскую карту амбулаторного больного вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3-х месяцев.

Учитываются также жилищные условия кандидатов в приемные родители. На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Каждому ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.

Таким образом, выяснив необходимые критерии (нормативно-правовые и психолого-педагогические), на основании акта обследования условий жизни лица (лиц), желающего взять на воспитание ребенка (детей) в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи кандидатом(ми) заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителя (лей) стать приемными родителями.

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Кстати, уважаемые родители, уделяйте должное внимание вопросам личной гигиены ребенка: подросток должен пахнуть чистым бельем и душем! Иначе могут возникнуть проблемы в коллективе.Очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против жесткого  контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. По существу, это процесс перехода от детства к взрослости, сопровождаемый остро выраженными реакциями этого возраста: реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, выражающейся в том, что ребёнок демонстративно отказывается от выполнения предлагаемых условий, общепринятых правил и норм. Путь сотрудничества ослабляет реакцию, а гиперопека, жёсткий контроль, наказание лишением минимальной свободы имеют следствием выражение протеста в разных формах:

Реакцией группирования со сверстниками – естественным процессом социализации подростка, так как совместная деятельность любого вида вырабатывает навыки взаимодействия, умение подчиняться нормам коллективной дисциплины, завоёвывать авторитет; это возможность формирования наиболее правильной самооценки.

Жёсткость родителей может дать негативную реакцию, вплоть до порывания всякой связи с семьёй.

Реакцией увлечения. Она выражается по разному. Для интровертов (мало друзей, погруженность в себя) характерны интеллектуально-эстетические интересы, для неустойчивых – накопительские, для истеричных (всегда должны быть в центре внимания) – эгоцентрические. Запреты в любом случае вызывают либо асоциальные поступки, либо алкоголизацию, либо наркоманию, либо игроманию, уход от действительности.

Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности?

Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы.

К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься).

 Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время).

К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется ( с кем дружить, какие кружки посещать).

 Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те, или иные слова и поступки. (Ты сейчас сердишься, зол, простая констатация) Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Уважайте личное пространство ребенка. Например, стучитесь, входя в комнату ребенка.

Как видите, уважаемые родители, выход один: щадить самолюбие подростка, понимать его состояние, приходить на помощь. В ином случае на смену отрицательным переживаниям придут и упрочатся  отрицательные качества личности и негативные формы поведения. Принимайте их такими, какие они есть!

Таким образом, для развития толерантных отношений между подростками и родителями можно построить такую цепочку: знание-понимание-интерес, что поможет понять и принять позиции друг друга, а подростку пробудить интерес к самому себе, к саморазвитию. А это уже послужит хорошей базой для толерантного отношения к любому Другому.

Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.