Разделы сайта

Главная

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно – коммуникационной среды учреждения образования»

Сроки реализации: 2015 - 2018

Руководитель проекта

Алексеюк Сергей Владимирович, директор Государственного учреждения образования «Гимназия г.Каменца»

 

Консультанты проекта:

Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломного образования»

Полейко Елена Александровна, методист отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

 

Актуальность инновационного проекта

Процессы глобальной информатизации общества коренным образом изменяют привычный уклад жизни, т.к. «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного обществаопределяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля» (Д.И. Фельдштейн). Средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на формирование знаний, эстетических представлений и усвоение норм этики молодыми людьми, которые погружены в чрезвычайно медианасыщенную среду. Активное использование учащимися образовательного потенциала медийных ресурсов для саморазвития и самореализации актуализирует проблемы воспитания ответственного и безопасного отношения кним.

Согласно Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, утверждённой 24 июня 2013 года, «рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества», в связи с этим основными целями информатизации системы образования Республики Беларусь на современном этапе являются:

–создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ;

–формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.

Необходимо отметить, что большим потенциалом в реализации технической составляющей информатизации системы образования обладают мобильные технологии. Это означает, что доступ к информации и услугам обеспечивается пользователям постоянно, независимо от времени и места их нахождения. Для обеспечения такой мобильности используются новые классы компьютерных устройств (смартфоны, планшеты и т.п.), а также новые технологии работы с информационными ресурсами и услугами («облачные» технологии).

Данные тенденции свидетельствуют о переходе общества к качественно новой эпохе, которая получила название информационного общества и позволяют выделить новый вид человеческой культуры - медиакультуру, которая стала определяющим фактором социализации в информационном обществе.

В педагогической науке появилось новое направление - медиаобразование, представляющее собой канал, по которому передается содержание медиакультуры, для того чтобы стать достоянием конкретного человека.

При этом анализ педагогической практики показывает, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху медиаинформационной трансформации культуры слабо актуализируется в контексте школьного образования в Беларуси вне технико-ориентированного подхода (развитие умений пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями). 

Во всём мире в настоящее время ключевое значение приобретает проблема развития медиаинформационной грамотности школьников, которая представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры. К числу таких знаний и умений относятся: культура общения с виртуальной медиареальностью, творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, самовыражение при помощи медиатехники.

Согласно Международным стандартам в области медиаобразования (резолюции ЮНЕСКО)медиаобразование (mediaeducation) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации». Медийная и информационная грамотность (МИГ) рассматриваются как основные компетенции, необходимые для эффективного использования медиа и других поставщиков информации и развития навыков критического мышления и обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации активной гражданской позиции. Приобретение навыков медийной и информационной грамотности открывает перед педагогами и учащимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным. В проекте мы рассматриваем МИГ как процесс обучения использованию медиа и повышения медийной грамотности. В проекте мы опираемся на термин «медиакультура», которая понимается как:

1) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в социуме;

2) по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

В Беларуси слабо разработана научно-методическая база для проведения занятий, способствующих повышению уровня медиакультуры учащихся, преобладает технико-ориентированный подход к решению проблемы; диагностируется неготовность многих педагогов воспринять новые информационные реалии и идеи медиаобразования; отсутствует целостная система подготовки учителей к реализации задач медиаобразования.

Актуальность проекта обусловлена противоречиями между:

- необходимостью формирования медиакультуры участников образовательного процесса, обусловленной современной социокультурной ситуацией в обществе, и недостаточным  научно-методическим обеспечением медиаобразования в условиях деятельности учреждения образования Республики Беларусь;

- широким вовлечением учащихся в процесс потребления массово-коммуникационной продукции и отсутствием педагогического сопровождения со стороны учреждения образования и семьи в области медиапотребления;

- ростом количества источников информации, резким повышением плотности информационных потоков и ростом агрессивности медиасреды и отсутствием целостной системы формирования у учащихся умений декодировать и критически оценивать медиаинформацию;

- необходимостью и возможностью интеграции медиаобразования в образовательный процесс учреждения образования;

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования».

Цель проекта

повышение уровня медиакультуры учащихся посредством создания современной информационно-коммуникационной среды на базе учреждения образования

Задачи:

1.      Создать современную информационно-коммуникационную  среду на базе учреждения образования посредством организации эффективного учебно-методического, информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

2.      Создать условия для интеграции медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность путём адаптации существующих методик проведения занятий на материале различных медиаисточников.

3.      Повысить медиакомпетентность всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающие успешную самореализацию личности во всех сферах жизни.

4.      Разработать эффективную систему управления по внедрению инновационной модели.

5.      Создать условия для повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта.

6.      Формировать и транслировать инновационный педагогический опыт.

7.      Повысить имидж учреждения образования в социуме.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан проект

Проблема формирования медиакультуры личности как психолого-педагогический феномен достаточно нова и долгое время не являлась предметом специального исследования, хотя косвенно рассматривалась с разных позиций.

Наиболее важны в направлении медиакультуры достижения канадского социолога Герберта Маршалла Маклюэна, который считается одним из первых медиатеоретиков, заново пересмотревших всю историю культуры. Он посвятил свои работы анализу коммуникативных каналов в сфере культуры и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе – мире, созданном новейшими средствами массовой информации. Именно Маклюэн одним из первых использовал термин «media», который культурологами, а затем и социологами, философами, журналистами стал использоваться для обозначения различных средств коммуникации.

В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.).Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде занятий дополнительного образования, факультативных занятий, клубов (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).

Конституирующие условия медиаобразования и его содержания в своих публикациях описывает ведущий научный сотрудник Центра проблем развития образования БГУ А.А. Полонников.

При анализе развития медиакультуры в Республике Беларусь старший преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств Смоликова Т.М. отмечает, что она имеет те же характеристики, которые присущи любому информационному обществу: спонтанность, легковесное отношение к окружающему миру, отрицание общепринятых норм и стереотипов, утверждение универсальной толерантности к разным проявлениям индивидуальности, минимизация и подвижность ценностей и норм. По мнению Смоликовой Т.М., постоянно усложняющийся медиальный комплекс во всех сферах человеческой деятельности, а также увеличение доли непрямых, опосредованных социальных коммуникаций вызывают необходимость рассмотрения медиакультуры как социальной системы, выделения ее элементов, уровней, системы связей и отношений.

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

Вслед за многими западными медиапедагогами, призывающими к развитию критического мышления школьников по отношению к медиатекстам, к защите от манипулятивного воздействия медиа, Л.С.Зазнобина, заведующая лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общих средств обучения Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор, поддержала идею о необходимости педагогического влияния на этот процесс.

Идеи интегрированного медиаобразования, разработанные лабораторией ТСО и медиаобразования Института общих средств обучения Российской Академии образования, реализуются на практике в московских средних школах № 315, № 858, МКЛ 1310, г. Москва, УВК 1636, г. Москва, в лицее№1 Петрозаводска, в Ерденевской средней школе Малоярославецкогорайона Калужской области. С 2002 г. по 2006 г. СОШ №24 (Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри) являлась научно-практической лабораторией по теме: «Медиаобразованиеинтегрированное с базовым с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве».

Под руководством С.И.Гудилиной была организована работа экспериментальной площадки (ГЭП) «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» на базе московских школ № 1173, 858, 574, 515, 511, 1405 «Вдохновение» и детский сад №2435.А.С. Галченковым, аспирантом Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, была разработана модель, интегрирующая медиаобразование в уроки литературы в 5-6 классах, которая была апробирована на базе МОБУ СОШ № 22. На базе МБОУ гимназия № 161 г. Екатеринбурга открыта экспериментальная площадка «Интеграция медиаобразования с базовым образованием как фактор формирования информационной компетенции учащихся» (2011 – 2014 гг.).

Результаты, полученные в ходе экспериментов по интеграции медиа образования в образовательный процесс, указывают на повышение уровня медиакомпетентности учащихся и педагогов, развитие способности к оценке, пониманию, анализу медиатекстов разных видов и жанров, самостоятельного аргументированного критического суждения о медиатекстах, создаются условия, чтобы познавательный процесс по-настоящему стал интересным.

В последние годы в систему общего среднего образования Республики Беларусь активно внедряются информационно-коммуникационные технологии,  поступательно делаются шаги по выработке стратегий построения целостной информационно-образовательной среды учреждений образования, которая учитывает характер взаимодействия со средствами ИКТ и специфику деятельности субъектов образовательного процесса. В 2011-2013 гг. на базе ГУО «Гимназия № 1 г.Новополоцка», ГУО «Гимназия № 30 г. Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина», ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района, ГУО «Вороновская средняя школа» Вороновского района, ГУО «Негневичская средняя школа» Новогрудского района, ГУО «Средняя школа № 2 г. Орши» проходила апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждении общего среднего образования. Результаты экспериментальной деятельности подтвердили эффективность и целесообразность использования индивидуальных электронных устройств в образовательной деятельности на первой ступени общего среднего образования.

Основная идея и новизна инновационного проекта

Основная идея проекта заключается в создании современной информационно-коммуникационной средыучреждения образования для повышениямедиакультурыличности учащихся как средства успешной социализации в условиях современного информационного общества.

Новизну проекта мы видим в том, что обучающиеся будут  учиться интерпретировать медиатекст, знакомиться с типичными целями, методами и приёмами манипулятивногомедийного воздействия, его социально-психологическими механизмами, будут осваивать методику создания качественных медиапродуктов: фото- и видеоотчётов, презентаций, рисунков и роликов социальной рекламы, социальных проектов в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности.

Новизна проекта заключается и в том, что педагоги, являясь активными участниками проекта, также будут создавать высокачественныемедиапродукты, а также примут активное участие в создании и работе блогов классных коллективов. Новизна проекта состоит и в том, что активное участие в проекте будут принимать родители учащихся.

         В ходе внедрения данного инновационного проекта деятельность педагогов и учащихся будет направлена на создание условий для реализации творческого потенциала личности, на формирование медиакультуры и развития критического мышления, умения  критически и эстетически анализировать медиатексты.

Содержание урочной и внеурочной деятельности также будет существенно отличаться от традиционного образовательного процесса. Во-первых, значительно усложняется деятельность педагога. Он должен не только иметь определённую подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять те приёмы педагогики, которые связаны со стимулированием самостоятельного творчества учащихся. Во-вторых, успех образовательного процесса будет  зависеть напрямую от активности самих учащихся, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. 

Описание структуры и содержание внедряемой инновационной модели

Модель формирования медиакультуры личности обучающихся в современном образовательном пространстве учреждения образования основывается  на  определении структуры и местамедиакультуры личности в системе общей культуры личности. Уровень развития медиакультуры личности учащегося, который проявляется в культуре его деятельности, поведения, общения и мышления, формируется на основе взаимодействия в информационном обществе и включает аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Представляя собой процесс общения, при котором происходит обмен культурной информацией, медиакультура не только предоставляет широкие возможности для общения людей во времени и пространстве, но и оказывает огромное влияние на специфику этого взаимодействия. Средства массовой коммуникации – разветвленная система печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, включая современное спутниковое телевидение, компьютер и Интернет выступают в качестве транслятора культурных ценностей и основных мировоззренческих установок личности, формируя как индивидуальное, так и общественное сознание. Медиаобразовательное пространство учреждения образования представляет собой результат интеграции медиа и образования, в котором осуществляется образовательный процесс в новых условиях информационного общества. Учреждение общего среднего образования, выступая социокультурным институтом, формирует целый комплекс факторов, влияющих на развитие медиакультуры личности учащегося. Среди них выделен субъект, средства, содержание и условия медиакультурного пространства учреждения образования. Под субъектом медиаобразовательного пространства мы понимаем носителя медиакультуры, осуществляющего социальное взаимодействие с помощью медиаресурсов. Субъектами выступают педагоги,  учащиеся, родители, которые участвуют в организации медиаобразовательного пространства, и между которыми складывается особый стиль взаимодействия в новых медиакультурных условиях. Средства медиаобразовательного пространства гимназии представляют собой комплекс технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, который обеспечивает оперативный доступ к информации и осуществляет образовательные коммуникации. Медиатексты, понимаемые как произведения, распространяемые через массмедиа, в различных видах, формах и жанрах составляют содержательную часть медиапространствагимназии и представляют собой основной источник информации в образовательном процессе. Условия отражают организацию педагогического воздействия по совершенствованию и образовательного процесса и максимальной индивидуализации обучения через привлечение учащихся к активной медиадеятельности. В структуре медиакультуры выделяют культуру передачи информации, культуру ее восприятия, а также систему уровней развития субъекта. В результате медиакультура личности учащегося выступает как система развития личности человека в новых информационных условиях, что приводит к формированию медиакомпетентности будущего выпускника гимназии, соответствующей современным требованиям информационного общества. Медиакомпетентность личности, в свою очередь, представляет собой совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, определяющих особенности выбора, использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализа сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Таким образом, медиакультура личности учащегося представляет собой систему усвоения культурных ценностей, норм и мировоззренческих установок на основе медиатизированной деятельности посредством взаимодействия в новых информационных и медиакультурныхусловиях информационно-образовательного процесса учреждения образования.

Внедряемая нами инновационная модель будет развиваться последующим направлениям:

•        создание современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования;

•        развитие профессиональных компетенций педагогов;

•        формирование медиакомпетентностиобучающихся;

•        взаимодействие с родителями обучающихся.

Создание современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования

Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному.  Но ясно одно: мы живём в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва», основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели. Поэтому возникает необходимость в создании современной информационно-коммуникационной среды нашего учреждения образования.

Важной составляющей такой информационно-коммуникационной среды является сайт гимназии. Благодаря сайту деятельность гимназии становится открытой для всех. Сайт нашего учреждения образования призван создавать устойчивый позитивный имидж гимназии, который можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта учреждения и как дополнительный ресурс управления. Кроме того, сайт является неотъемлемой частью гимназической жизни, дополнительным связующим звеном между учащимися, учителями, администрацией и родителями.

Всё это  стало возможным благодаря наличию выхода в Интернет. Вместе с тем в рамках проекта мы планируем:

•        включение педагогов в разработку программных медиапродуктов  для успешной реализации учебно-воспитательного процесса;

•        дальнейшую информационную поддержку гимназического сайта;

•        создание медиаблогов классных коллективов;

•        создание гимназической газеты.

Развитие профессиональных компетенций педагогов

Высшим компонентом личности является его  профессиональная компетентность. Исходя из темы проекта, нас будет интересовать медиакомпетентность.

Медиакомпетентность современного  педагога необходимо рассматривать как результат целенаправленного медиаобразования, как значимое качество личности, как  совокупность систематизированных медиазнаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к медиа в целом. Формировать вышеназванную компетенцию у педагогов мы планируем через осознание учителем своей высокой личной ответственности,а также через различные формы деятельности, как традиционные (проблемные семинары, семинары – практикумы, обучающие семинары, методический совет, педагогический совет, наставничество, повышение квалификации, самообразование), так и инновационные формы   (мастер – классы по подготовке презентаций, по «облачным» технологиям, проектная и исследовательская  деятельность, повышение квалификации с помощью дистанционного обучения и сетевое взаимодействие педагогических работников), комплектование банка инновационных идей (создание интерактивных плакатов, тематических слайд-шоу, фото- и видеоотчётов), издательская деятельность, активное участие в фестивалях различного уровня, трансляция собственного педагогического опыта, использование ИКТ.

Всё это будет  способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога и совершенствованию его профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

 Формирование медиакомпетентности обучающихся

Роль медиакомпетентности личности в обществе растёт невиданными ранее темпами. В формировании медиакомпетентности школьников велика роль учителя. Многое зависит от того, кто рядом с обучающимся, кто направляет и развивает его взгляды и жизненную позицию в современном мире. Развитие медиакомпетентности - процесс долгий и трудный, возложенный на плечи общеобразовательной школы как социального института воспитания. Профессиональная занятость родителей дает возможность нашим детям быть полностью вовлеченными в яркий, полный грёз и фантастики мир СМК (медиа).

Телевизоры, компьютеры, Интернет, электронные игры заняли важное место в жизни школьников. Только информация, поступающая в сознание ребёнка, не всегда бывает полезной и нужной. Результат длительного просиживания перед телевизором или компьютером не заставляет себя долго ждать. И на смену слову «культура» приходит слово-антоним, разрушающее и извращающее душу ребёнка. Поэтому главная задача каждого учителя заключается в том, чтобы научить школьников в огромном мире информации отличать ценное от безликого, вечное от временного. Это сложная, но решаемая задача. В рамках инновационного проекта педагогический коллектив нашей гимназии будет:

•        вовлекать гимназистов в разнообразную творческую деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время;  

•        совершенствовать  организацию исследовательской деятельности гимназистов;

•        создавать силами гимназистов выпуск газеты;

•        привлекать учащихся к участию в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, семинарах, конференциях;

•        мотивировать учащихся в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности на создание качественных медиапродуктов: фото- и видеоотчётов, презентаций, рисунков и роликов социальной рекламы, социальных проектов;

•        вовлекать учащихся  в онлайн – дискуссии через работу медиаблогов классных коллективов;

•        побуждать гимназистов на критический анализ медиатекстов с показом конкретных приёмов использования манипулятивного медийного воздействия.

 Взаимодействие с родителями обучающихся

Сегодня  не существует  поколения  взрослых, которых  бы  обучали медиакультуре. Однако  в  информационных  технологиях  так быстро  происходят перемены, с которыми легче справляются подростки, чем их родители. Напрашивается вывод, развитие мультимедийных  средств  может  привести  к появлению проблемы:  к «разрыву  поколений»  –  детей, которые легко управляются  с Интернетом и компьютером, и их родителей, которые ими не пользуются, соответственно будут находиться в неведении: какие сайты посещает его ребёнок, с кем ведёт виртуальную дружбу, электронную переписку, корректно ли он это делает, какие сведения в интернете сообщает о себе. Поэтому коллектив гимназии должен тесно сотрудничать с родителями учащихся через их привлечение к ииновационному проекту. Должен образоваться так называемый треугольник учитель-ученик-родитель. И каждое звено этого треугольника должно  тесно взаимодействовать и дополнять друг друга. Для родителей мы предлагаем следующие направления инновационной деятельности:

•        участие  в обучающих семинарах по медиакультуре; родительских собраниях, посвящённых данной теме;

•        участие  в онлайн – дискуссиях через работу медиаблогов классных коллективов;

•        оказание помощи детям в создании медиапродуктов ;

•        разработка собственных медиапродуктов;

Диагностическое обеспечение проекта:

•        диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности;

•        выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к медиадеятельности;

•        диагностика уровня сформированности медиакомпетентности субъектов образовательного процесса;

•        диагностика уровня профессионализма и компетентности педагогов, уровня готовности к осуществлению ИД;

•        диагностика сформированности личностных качеств учащихся, развитие которых прогнозируется в ходе инновационной деятельности;

•        определение степени сформированности медиакультурных компетенций, уровня творческого потенциала личности учащегося.

Используя внедрение модели формирования медиакультуры учащихся, можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик-родитель), с тем, чтобы усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, решать уже не только дидактические, но и социокультурные задачи: способствовать развитию медиакомпетентности педагогов, учащихся  и их родителей, а в дальнейшем полностью интегрировать медиа в образовательное пространство учреждения.

Ожидаемые результаты:

-        современная информационно-коммуникационная среда учреждения образования;

-        повышение уровня компетентности педагогов по формированию медиакультурыличности учащихся;

-        интеграция медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность;

-        сформированность компетенций учащихся, обеспечивающих социальную адаптацию учащихся в медийно насыщенной среде, готовностьк успешной самореализации посредством работы издательского центра (гимназическая газета, сайт), разработки и выпуска собственных медиапродуктов: фото- и видеоотчетов, презентаций, рисунков и роликов социальной рекламы, социальных проектов;

-        инновационный педагогический опыт;

-        повышение имиджа учреждения образования в социуме.

 

База инновационной деятельности:

-        образовательный процесс в V-XI классах;

-        система воспитательной работы учреждения образования;

-        процесс непрерывного профессионального обучения и развития педагогического коллектива  гимназии.

Программа реализации проекта

Этапы реализации инновационного проекта

I этап -подготовительный этап (январь 2015 г. — август 2015г.)

Цель: оценка состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме.

Содержание работы на этапе:

•        cамоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе. Определение проблемного поля, выявление наиболее актуальной и социально-значимой проблемы. Поиск и оценка инновационных идей для ее разрешения;

•        исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи;

•        определение инновационной идеи и формулировка темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы;

•        оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности;

•        мотивация учителей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта;

•        изучение и анализ литературы, педагогического опыта по теме проекта;

•        разработка и оформление проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования».

 

 

IIэтап – проектировочно-диагностическийэтап(август 2015г.–октябрь 2015г.)

Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.

Содержание работы на этапе:

•        определение основных направлений исследований педагогов, форм мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции, возможных рисков и путей их преодоления;

•        разработка внутригимназической документации, регламентирующей инновационную деятельность учреждения образования;

•        издание приказа об организации инновационной деятельности в гимназии и функциональных обязанностях членов инновационной группы;

•        разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;

•        определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта;

•        организация информационной кампании с вовлечением и использованием СМК;

•        установочный семинар для участников проекта по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы гимназии и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта;

•        диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности;

•        выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к медиадеятельности;

•        диагностика уровня сформированностимедиакомпетентности субъектов образовательного процесса;

•        анализ уровня обученности учащихся;

•        диагностика уровня креативности, способности к саморазвитию в области медиа;

•        анализ результатов диагностик.

III этап - практический этап (ноябрь 2015 г. — декабрь 2017 г.)

Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта.

Содержание работы на этапе:

•        организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта;

•        научно-методическое консультирование, методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности;

•        проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации и т.п.); рефлексивных и инструктивно-методических совещаний;

•        создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;

•        изучение отношения к инновации со стороны учащихся, их родителей и учителей;

•        организация контроля за осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, а также осуществление контроля за ведением обязательной документации в рамках инновационного проекта;

•        создание методического формирования педагогов – исследователей по теме проекта

•        разработка и проведение учебных занятий, факультативных занятий, внеклассной работы по формированию медиакультуры;

•        организация посещения и взаимопосещения мероприятий в рамках проекта. Их анализ и обмен опытом;

•        поэтапный мониторинг эффективности модели, корректировочные действия;

•        участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня;

•        проведение гимназических презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, олимпиад и творческих конкурсов в рамках проекта;

•        наращивание комплекса ресурсов по теме проекта;

•        расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;

•        итоговый контроль обученности, состояния здоровья учащихся, уровня медиакомпетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельности.

IV этап - Обобщающий этап (январь 2018г. — декабрь 2018 г.)

Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.

Содержание работы на этапе:

•        систематизация документации участников инновационного проекта, материалов диагностики внутреннего контроля;

•        самообобщение инновационного опыта педагогами-инноваторами;

•        анализ и оценка эффективности внедрения модели медиакультуры;

•        рефлексивное осмысление всех результатов проекта;

•        систематизация и обобщение результатов проекта;

•        оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчётов всеми участниками проекта;

•        проведение итогового семинара, презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе;

•        выявление направлений и перспектив инновационного развития гимназии на основе имеющегося опыта в дальнейшем;

•        определение форм распространения и трансляции обобщенного эффективного инновационного опыта;

•        организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы. Организация мастер-классов педагогов-инноваторов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности;

•        обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций в педагогической печати;

•        участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях;

•        создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта в гимназии и в других учреждениях образования.

 

Кадровое обеспечение проекта

Образовательный процесс  в учреждении осуществляют 20 педагогов,  из которых  высшее образование имеют  19 чел. (95 %) и 1 чел. (5 %) - среднее. В том числе директор, 2 заместителя директора, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог социальный, библиотекарь, один педагог внешний совместитель. Из 17 учителей, осуществляющих преподавание учебных  дисциплин,  5 педагогов  имеет высшую квалификационную категорию  и 8 педагогов первую квалификационную  категорию, 3 педагога имеют вторую квалификационную категорию, 1 молодой специалист (без квалификационной категории). 14 (70%)  педагогов гимназии имеют сертификаты пользователей информационных технологий в образовательном процессе.

Реализация инновационного проекта в 2015/2016 учебном году будет осуществляться следующим кадровым составом:

члены администрации  – 2 человека;

учителя - предметники – 6 человек;

педагог-организатор;

педагог-психолог.

К реализации проекта будут привлечены родители, педагог социальный, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.

Педагоги гимназии имеют опыт профессионального самообразования, составления методических разработок, проведения мастер-классов, организации учебно-исследовательской работы с гимназистами, работы с одаренными учащимися, использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и управленческой деятельности (100% учителей владеют и используют информационные технологии в своей педагогической практике).

Материально-техническое обеспечение

В учреждении образования в кабинетах директора, заместителей директора,  социально-психологической службы, библиотеке установлены компьютеры; оборудован один компьютерный класс; современный лингафонный кабинет;   установлена 1 интерактивная система (компьютер + проектор + интерактивная доска); 5 телевизоров;3 DVD- плеера.В гимназии имеется две точки выхода в Интернет.К сети Интернет подключено 6 компьютеров гимназии.

В гимназии имеется аудио и видео техника,  множительная техника, мультимедиа проектор.

 Для организации образовательного процесса гимназии используется 11 учебных кабинетов, в том числе один компьютерный класс, лингафонный кабинет, библиотека. Имеются кабинеты социально-педагогической службы, заместителей директора по учебной и воспитательной работе,  учительская. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу.

Финансово-экономическое обеспечение

Финансовое обеспечение участников инновационного проекта осуществляется согласно Приложению № 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 г. № 6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 г. № 108) в соответствии с Положением Министерства Образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 129 и Постановление Министерства труда исоциальнойзащиты Республики Беларусьот31 августа 2012 г. № 93 «Овнесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6».