Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
На заседании родительского университета обсуждались следующие вопросы:
- насилие и безопасность наших детей. Виды насилия;
- анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков;
- особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»).
Насилие и безопасность наших детей. Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Тема насилия (жестокого обращения) по отношению к детям постоянно обсуждается в средствах массовой информации, ежегодно и повсеместно на занятиях семейных клубов, в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях проходит тематические обучающие беседы, лекции, собрания, в ходе которых специалисты служб системы профилактики рассказывают родителям о видах жестокого обращения с детьми, их последствиях для детей, мерах ответственности родителей. Тем не менее, число детей, страдающих от жестокости взрослых, не уменьшается.
Достаточно не только включить телевизор или ознакомиться с публикациями в средствах массовой информации, иногда необходимо, просто пройдя по улице, прислушаться к общению родителей с детьми, услышать грубые родительские окрики, одергивания, прилюдное оскорбление и унижение ребенка, как сразу же можно самим ощутить весь масштаб существующей проблемы под названием ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. Поэтому стоит возвращаться к разъяснительной работе с родителями, используя каждую возможность – во время учебного года либо в период летних каникул и отпусков. Ведь наше отношение к детям не зависит ни от нашей занятости, ни от времени года.
Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы. Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску: они часто испытывают трудности в учебе, как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих, часто бывают напуганы и агрессивны.
Дети не могут понять, что насилие или пренебрежение - не их вина, зачастую они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. В такой ситуации обязанность взрослых - защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.
Профилактика основных рисков. В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните, родители, эти простые правила в нашей непростой жизни…
1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»
13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Виды насилия:
Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.
Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.
Это черта личности, определяющая склонность человека становиться жертвой внешних обстоятельств. Своего рода, это предрасположенность личности быть жертвой в условиях коммуникации с некоторыми людьми, находясь под их влиянием.
Виктимизация имеет взаимосвязь с неадекватно низкой самооценкой.
Было изучено и доказано, что формированию виктимности, способствует систематическое насилие внутри семьи
И насилие здесь подразумевается во всех его трёх проявлениях: физическое, сексуальное и психологическое.
Виктимные черты характера у детей и подростков.
Склонность к виктимному поведению возникает из-за принуждения со стороны родителей. В результате чего, у ребенка формируются такие виктимные черты характера, как:
– Разочарование в личностном самоопределении и личностном росте.
– Чересчур детские эмоциональные проявления, связанном с социальной угрозой того, что интересы ребенка будут подавляться.
- Со стороны ребёнка, в ответ, возникает реакция, проявляющаяся в виде обиды, страхов или же подчинения взрослому;
– Также возможна реакция, которая проявляется в виде, так называемой, эмансипации. Она являет собой обособление ребёнка или подростка от опеки и заботы родителей. Таким образом, подросток как бы выражает своё желание освободиться от гнёта родителей, что обычно выливается в агрессивное поведение с повелительными особенностями проявления характера.
У людей, которые подвергались насилию в детстве, формируются на протяжении жизни следующие качества:
– Верность по отношению к тем, кто их мучил и насиловал;
– Полная готовность жертвовать собой;
– Склонность к выбору негативного образа лидера;
– Склонность к обладанию чертами созависимой личности.
В дополнение всему вышеизложенному можно, также, отметить, что очень важными являются и следующие индивидуальные поведенческие
качества родителей для формирования качеств жертвы:
а) Родители очень боятся потерять своего ребёнка;
б) Родители вводят самые минимальные ограничительные санкции по отношению к своему ребёнку.
В результате такого поведения у ребенка формируются следующие характеристики поведения:
– Резко возрастающая эмансипация наряду с высокими эгоистическими требованиями по отношению к окружающим;
– Очень низкая устойчивость к разнообразным раздражающим факторам;
– Демонстративное поведение и склонность к недооцениванию опасной ситуации и опасных намерений со стороны окружающих
Такая демонстративность вызывает, в процессе социализации ребёнка, слишком большое внимание окружающих людей;
Ещё один фактор, который допускают некоторые родители в воспитании своих детей. Таким фактором является игнорирование собственного ребёнка.
В этих случаях родители демонстративно отказываются от уделения ему внимания. Подобные родители подсознательно наделяют своего ребёнка различными отрицательными чертами и характеристиками, которые присущи им самим.
Лишь порой такие родители могут обратить внимание на своего
ребёнка, на его потребности, и делают это через применение к нему
физической силы, то есть, жестокости и насилия.
Случается, что юноши и девушки убеждены, что их историю и трудности не услышат, обесценят, обругают, унизят, не примут. Некоторые считают, что их проблемы — несмотря на дискомфорт и тяжесть — это признак слабости, их лучше утаить, чтобы никто не узнал и не смог ранить. Кто-то боится стать объектом осуждения со стороны окружающих
Профилактика виктимного поведения у детей и подростков
- Она направлена на предупреждение возникновения поведения, которое может провоцировать ситуацию, в которой ребёнок может стать жертвой насилия.
-Гармоничное развития детей и подростков, а также создание безопасной и благоприятной атмосферы, в которой живёт ребёнок.
- Своевременное выявление, а также, лечение психических отклонений и расстройств у детей и подростков
Целенаправленная деятельность специалистов разных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов, врачей и т.д.), направленная на:
– Оказание комплексной помощи детям и подросткам, которые уже имеют опыт виктимного поведения и стали жертвами противоправных действий;
– Устранение разных, виктимологически значимых явлений в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений по отношению к своему ребёнку.
раскрыть » / « свернуть