Разделы сайта

Главная

Организация самообразования как условие повышения профессиональной компетентности педагога

Пашкович Т.Ф.,

заместитель директора

учреждения образования

«Славянская гимназия г. Бобруйска»

АННОТАЦИЯ

В настоящее время образование рассматривается как непрерывный открытый образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. Поэтому возрастает роль самообразования. В данной статье рассматривается проблема организации самообразования в учебном заведении: определяется значимость этой работы, даётся алгоритм деятельности учителя и методической службы, определяются критерии эффективности. Самообразование способствует повышению профессиональной компетенции, развитию творчества педагога.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Самообразование

Самосовершенствование

Непрерывное образование

Профессиональное совершенствование

ВВЕДЕНИЕ

Серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идёт не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный открытый образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 ЮНЕСКО году была предложена трактовка непрерывного образования: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира».

«На сегодняшний день существует около трёх десятков терминов, относящихся к понятию непрерывного образования. В Великобритании пользуются термином «продолжающее образование», в США употребляют термин «образование через всю жизнь», в Швеции - «возобновляющееся образование». Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование, дальнейшее обучение и другие. В философской трактовке понятие «непрерывность» выражает целостность системы, ему противополагается не конечность какого-либо процесса, а его дискретность, наличие внутренней связи и преемственность между отдельными стадиями, ступенями» [4, с. 3].

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое даёт возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. Адольф Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Это высказывание лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющее основное образование, получаемое в образовательных учреждениях. В современных социокультурных условиях всё больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершённости человека. Поток профессиональной информации не только растёт, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признаётся сегодня ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства всё время возрастает.

Саморазвивающаяся личность — это и социальный заказ, отвечающий современным социокультурным условиям, где критерием образованности выступают не столько полученные знания, умения и навыки, сколько система личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают персональную инструментальную или средствиальную систему. И всё это для того, чтобы личность могла самореализоваться, то есть могла бы быть успешной в жизни. Ведь самое главное предназначение человека, пришедшего в этот мир, — это состояться, быть востребованным, быть нужным и необходимым не только близким людям, но и социуму, в котором находится этот человек, и даже обществу в целом. Это значит — как можно глубже познать истину, обрести смысл жизни.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

К личности учителя в условиях реформирования образования предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога — многоаспектное явление. В неё входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее не только от профессиональной, но и от общей культуры педагога, ценностных его ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и себе как специалисте. Способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры — главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО учителей по предметам, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы ума и души. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для самостоятельной работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворённости своей работой. К.Д.Ушинский сказал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Безусловно, необходимо знать, готовы ли наши педагоги к самообразованию как в виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо при организации инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования.

Как показывает практика и наблюдения в этой области, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, а иногда нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. «Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; он также не всегда чётко представляет цель своего педагогического труда, т.е. то, что понимает под результатом этого труда и то, как его измерить, диагностировать; в системе опыта практики нередко не улавливают систему идей, опираясь на которые можно успешнее продвигаться к вершинам педагогического мастерства и педагогического творчества; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень» [5, с. 3].

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта, самостоятельного приобретения знаний.

 Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе, так как главное её назначение — это организация методической работы, которая направлена на обучение и развитие педагогических кадров и призвана обеспечивать беспрерывность последипломного образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы» [3, с. 4].

Рассмотрим, как создаётся система работы в этом направлении в нашем учебном заведении. Самообразование являет собой специально организованную, логически стройную,  чётко спланированную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определённых личностью и обществом значимых образовательных целей — удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Это определение понятия «самообразование» не только глубоко раскрывает сущность этого явления, но и позволяет сделать вывод, что в учреждении образования необходимо создать оптимальные условия не только для развития самообразования, но и для актуализации и активации наработанного материала по самообразованию, практического применения в различных ситуациях, делая этот процесс более эффективным и творческим.

При этом необходимо руководствоваться такими принципами, как добровольность, системность, аналитичность, преемственность.

Принцип добровольности может реализоваться только в том случае, если в учреждении образования царит творческая атмосфера, а педагогический коллектив представляет собой гармонию индивидуальностей, деятельность которого направлена на решение задач по достижению целей.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это даёт, в первую очередь, учителю чёткое и объективное представление о педагогической деятельности в формате проблемного поля учреждения образования, помогает методической службе выявить как сильные, так и слабые стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности. «Своевременная, достоверная, полная по объёму информация побуждает к деятельности и руководителя учебного заведения, и педагогов. Индивидуальные и групповые мотивы и потребности предполагают сегодня введение в каждом конкретном образовательном учреждении системы информационного обеспечения» [3, с. 30]. При проведении диагностики можно использовать анкету, которую предлагает В.М. Лизинский.

Анкета

1. Какое событие сыграло значительную роль в повышении качества вашей работы?

2. Общение с кем из коллег более всего способствует вашей работе, заряжает вас, повышает творческий потенциал?

3. Какая статья, книга, лекция, беседа, посещённый урок, событие вне школы оказались очень полезными для вас в профессиональном плане?

4. Какую роль в повышении ваших профессиональных знаний и умений играет администрация школы?

          10 баллов — большую, 0 баллов — никакую.

5. Какое из профессиональных учебных занятий оказалось для вас полезным?

6. Представляют ли для вас интерес подборки по предметам, книги, статьи, методические пособия, карточки передового педагогического опыта, накапливаемые в школьной библиотеке или у заместителя директора по учебно-воспитательной  работе?

        ДА              НЕ ОЧЕНЬ          НЕТ

7. Нужна ли вам помощь в активизации вашей работы по самообразованию (помочь в выявлении проблем, подсказать темы, помочь с поиском литературы, помочь с консультацией и совместным обсуждением)?

       ДА               НЕТ

8. Готовы ли вы поделиться тем новым, что открылось для вас в этом учебном году?

       ДА               НЕТ [5, с. 112-11].

Мы используем анкету, разработанную методическим советом.

 

Анкета

1. Считаете ли вы, что методическое совершенствование является гарантом профессионального роста, повышения аттестации и даже карьерного роста?

2. Считаете ли вы себя готовым к инновационной деятельности: реализации инновационного проекта «Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии», внедрению инновационных технологий, организации образовательного пространства на основе здоровьесберегающей педагогики?

3. Какой семинар (проблемный теоретико-практический «Моделирование уроков по инновационным технологиям», психолого-педагогический «Организация работы со способными и одарёнными учащимися») вы считаете наиболее эффективным? Укажите конкретные занятия, идеи, материалы которых вы потом использовали в своей работе?

4. Какую форму учёбы в рамках гимназии вы считаете наиболее эффективной: гимназические психолого-педагогические семинары, работа творческих групп, заседания МО учителей по предмету, открытые уроки своих коллег?

5. Какую роль в повышении профессионального  мастерства вы отводите самообразованию?

6. Какие затруднения вы испытываете при организации самообразования?

7. Где и в какой форме хотели бы представить свои материалы?

8. Что бы вы предложили для совершенствования методической работы?

Анализ показывает, что большинство педагогов нашего учреждения образования понимают значимость и необходимость методического совершенствования, самообразования. Это свидетельствует о высоком уровне профессионального мышления большинства педагогических кадров, так как самообразование является одной из форм познавательной активности, сознательного саморазвития. Хотя при этом выявляются вышеперечисленные проблемы, которые являются типичными, вероятно, для многих учебных заведений.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе диагностики  помочь сформулировать темы по самообразованию, грамотно спланировать. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого педагога будет значимым в том случае, если оно определяется  проблемным полем учреждения образования.

В нашей гимназии проблемное поле формируется следующими направлениями деятельности:

— изучение, апробация и внедрение инновационных технологий;

— организация работы со способными и одарёнными учащимися;

— создание системы мониторинговых исследований;

— организация педагогической деятельности на основе здоровьесберегающей педагогики;

— реализация инновационного проекта «Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии».

Учитель сам выбирает для себя направление деятельности, которое определяется   уровнем его профессионального мышления и мастерства, его индивидуальными и психологическими особенностями. Для этого определим уровни профессионального мастерства учителей, согласно Кухареву Н.В., Решетько В.С. «Первый уровень — информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые педагогические задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагогов без категории. Второй уровень — адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать, преобразовывать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. Этот уровень деятельности педагога, условно соответствует второй квалификационной категории… Третий уровень — рационализаторский: педагог проявляет конструктивно-прогностические способности (высокая эффективность опыта, в состоянии формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, проявляет новаторство)… Четвёртый уровень — исследовательский: педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из любого опыта, свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему деятельности на основе исследования её результатов. Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт, сделать его доступным для освоения коллегами... Пятый уровень — креативно-прогностический: педагог проявляет способность выдвигать сверхзадачи и обосновывать способы их решения. Педагог вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформирует её концептуальную основу» [5, с. 32-34].

 Методическая служба должна организовать работу действующих семинаров, Школы молодого учителя, Школы передового педагогического опыта, творческих групп, панораму открытых уроков, заседаний МО учителей по предметам таким образом, чтобы каждый педагог мог получить необходимую информацию согласно заявленной теме по самообразованию на базовом, нормативном  и творческом уровнях.

С целью повышения эффективности самообразования необходимо познакомить педагогов с такими формами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Это позволит использовать самые разнообразные модели интеллектуального творчества в процессе работы над темой по самообразованию и при её  презентации.

Организационно-координационная деятельность методического совета, который осуществляет руководство, должна строиться с учётом того, что на эффективность самообразования оказывают влияние такие факторы, как интеллект, трудолюбие и работоспособность, наличие цели, высокий уровень мотивации, способность к самоуправлению, волевые качества. Это определяет дифференцированный подход в работе с педагогами. При этом необходимо учитывать, что в самообразовании можно выделить три этапа. Первый этап — это ситуативное самообразование, когда проявляются усилия по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственные внешние требования и воздействия: необходимо выступить на заседании МО учителей, на педсовете. Второй этап — ситуативно-инициативное, когда инициатива исходит от самого педагога, но ещё не носит системный характер: прочитал в литературе, посмотрел открытый урок — и это вызвало профессиональный интерес. И третий этап — это инициативное самообразование педагога с высоким профессиональным мышлением: учитель обращает внимание на то, что его заинтересовало, ставит перед собой конкретные задачи, принимает решение о выборе пути деятельности, создаёт все условия, необходимые для достижения цели. Выделение трёх уровней самообразовательной активности служит ориентиром для организации индивидуальных консультаций для педагогов.

 Самообразование должно осуществляться по плану. План самообразования придаёт деятельности учителя направленность, стройность, ясность позиций. Он может быть примерно таким: титульный лист — фамилия, имя, отчество; предмет, категория; тема. Рекомендуется пояснительная записка, где учитель даёт обоснование выбранной теме: актуальность данной темы и значимость для личностного развития, для учреждения образования, предполагаемые результаты изучения теоретических и практических аспектов по данной теме. Пояснительная записка определяет план как  осмысленную деятельность по самообразованию. Из пояснительной записки вытекают цель и задачи, далее идут разделы плана: наименование планируемой работы, содержание работы, практический выход, сроки выполнения; форма отчёта и источники получения информации. Сам план может состоять из следующих разделов:

Основные вопросы для изучения

Этапы работы над материалом по определённым вопросам

Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

Где, когда и как реализуется

 

Завершается самообразовательный процесс по определённой проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости — корректировкой педагогической деятельности. Рефлексия и самоконтроль после года работы над темой по самообразованию — это  адекватное отражение педагогом  результатов педагогической деятельности и достижений учащихся. Практическим результатом могут быть доклады, выступления, творческие отчёты на педсоветах, заседания МО учителей, на научно-практических конференциях, на встречах «круглого стола» и «мастер-класса», печатные работы. Большой интерес вызывают разработки по инновационным технологиям, авторские программы, инновационные проекты, дидактические материалы, структурно-содержательные модели, печатные материалы. «Истинная оценка эффективности самообразования, а значит, оптимальности выстроенной программы самосовершенствования определяется конечным результатом: не по количеству изученной литературы, не по числу и разнообразию проведённых в этом направлении мероприятий, а по знаниям, умениям обучающихся, уровню их воспитанности, обученности и развитости» [2, с. 20]. Программа самосовершенствования педагога может перерасти в программу обобщения опыта, в научно-исследовательскую деятельность. Таким образом соблюдается  принцип преемственности в работе по самообразованию. Примером может служить деятельность по самообразованию Никулиной Л.С., учителя английского языка первой категории. В 2000 году Лолита Сергеевна заинтересовалась методикой проектов, что и определило тему по самообразованию «Сущность проектов, их разновидности. Использование на уроках английского языка». Последовательная, целеустремлённая и планомерная  работа по самообразованию позволила учителю повысить свой профессиональный уровень, а использование методики проектов на уроках способствовало повышению мотивации учащихся, поэтому на методическом свете в  2001 году было принято решение обобщить педагогический опыт учителя и рекомендовать заместителю директора по учебной работе разработать программу обобщения опыта на 3 года по теме «Повышение эффективности уроков английского языка на основе использования проектной методики». В ходе реализации этой программы учитель исследовал такие вопросы, как «Работа с одарёнными учащимися на основе проектов», «Роль проектов в повышении воспитанности учащихся». За период реализации программы разработано 12 масштабных проектов, эффективность уроков на основе использования методики проектов достигает 90 % , степень обученности учащихся от 75 до 90 %. С наработанными материалами Лолита Сергеевна выступала на педагогических советах, на заседании методического клуба для заместителей директоров по учебной работе города Бобруйска. С целью внедрения в учебный процесс методики проектов была сформирована творческая группа, которую возглавил учитель. В настоящее время Лолита Сергеевна ведёт мастер-класс для учителей английского языка города Бобруйска. Рост профессиональных компетенций мы можем наблюдать и у другого педагога  Лазакович  Ирины Викторовны, учителя высшей категории. В 2001 году она работала над темой по самообразованию «Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках истории и предмета «Человек. Общество. Государство». Глубокий вдумчивый подход позволил учителю не только поэтапно сформировать у учащихся исследовательские навыки на уроках, но и применить ими эти навыки во внеурочной деятельности. Методический совет принимает решение в 2003 году обобщить опыт на основе долгосрочной программы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как модель педагогической технологии». Научно-исследовательские работы, написанные учащимися под руководством Ирины Викторовны, были отмечены на городских, областных конкурсах, её ученики стали победителями республиканских олимпиад. Ирина Викторовна была удостоена премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. В настоящее время на основе научно-исследовательских работ учащихся подготовлен цикл классных часов для 5-11 классов. Наработанные материалы вносятся в портфолио учителя.

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

  1. Выбор темы, определение целей и задач согласно индивидуальным                     потребностям.
  2. Разработка плана по самообразованию.
  3. Определение источников информации.
  4. Изучение теоретических источников информации.
  5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанного     (подготовка и проведение открытых уроков и мероприятий по теме самообразования).
  6. Систематизация наработанного материала и его оформление, объективная оценка и коррекция деятельности.
  7. Подготовка отчёта по теме самообразования.
  8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

 

Алгоритм работы методической службы по организации самообразования.

Содержание деятельности

Субъект выполнения,

Сроки выполнения

Сроки выполнения

1. Диагностика выявления потребности педагогов в самообразовании.

МС, педагог-психолог

Июнь, август

2. Определение тем и составление планов по самообразованию.

Педагоги

Август

3. Коррекция планов по самообразованию.

Педагоги, МС, руководители МО учителей

Сентябрь

4. Составление реестра тем по самообразованию

МС

Сентябрь

5. Индивидуальные консультации для учителей.

Заместитель директора по учебной работе

В течение года

6. Выявление и изучение педагогических достижений на основе реализации плана по самообразованию.

Заместитель директора по учебной работе, руководители МО

В течение года

7. Консультация по систематизации и оформлению материалов.

МС, заместитель директора по учебной работе

Март-апрель

8. Помощь в подготовке отчёта по самообразованию.

Руководители МО учителей

Май

9. Предоставление площадок для презентации наработанных материалов по самообразованию (заседание педагогических советов МО учителей, творческих групп, гимназических и городских семинаров)

Заместитель директора по учебной работе

В течение года

10. Определение перспективности работы по самообразованию

Методический совет, МО учителей по предметам

Май

 

Поскольку самообразование представляет собой процессуальную деятельность, а результат этой деятельности оценивается, значит, должны быть выработаны критерии эффективности самообразования, что позволяет реализовать принцип аналитичности. Эти критерии могут быть следующими:

- тема соответствует индивидуальным потребностям педагога и носит проблемный характер;

-  качество плана (цель, задачи, процессуально-содержательный компонент);

- научная обоснованность;

- результативность педагогической деятельности в данном направлении;

- значимость и перспективность самостоятельного интеллектуального педагогического труда;

- результативность учебной деятельности гимназистов;

- личностный интерес учителя к продолжению самообразования;

- интерес к данной работе членов педагогического коллектива.

Таким образом, системная работа методической службы по созданию условий для   самообразования педагогов способствует повышению профессиональной компетенции, составляющими которой являются:

-  практическая компетентность (способность к творческой деятельности в решении профессиональных задач);

- социальная (способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений);

- психологическая, обусловленная пониманием того, что без профессиональной культуры,  без умений и навыков рефлексии, без опыта самореализации профессионализм остаётся частичным и неполным;

- информационная (способность использовать в своей работе информационные технологии);

- коммуникативная (способность адекватно интерпретировать информацию).

Важным аспектом в повышении эффективности самообразования педагогов является стимулирование как социально-психологическая управленческая функция, призванная поощрять и активизировать стремление учителя заниматься самообразованием и добиваться более высоких результатов своего труда. Здесь многое зависит и от профессиональной компетентности руководителя, и от характера сотрудничества учителя с коллегами, и от включения его в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности. Алгоритм стимулирования может быть следующим:

1. Всестороннее изучение мотивационных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов индивидуального профессионального стиля.

2. Практическая помощь учителю в реализации плана по самообразованию.

3. Создание условий для культуры педагогического общения:  повышения ответственности перед самим собой, учёт мнений авторитетных педагогов.

4. Организация педагогической диагностики, обеспечивающая объективный анализ эффективности самообразования.

5. Отбор форм, методов и приёмов как морального, так и материального стимулирования педагогов, которые занимаются самообразованием.

6. Дифференцированное стимулирование с учётом мнения педагогического коллектива.

ВЫВОДЫ

 

Самообразование педагога является потребностью профессиональной деятельности. Оно представляет собой систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущего за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, направленное на постоянное обновление и углубление знаний как основы развития профессионализма. Необходимыми предпосылками для самообразования являются внутренняя неудовлетворённость процессом и результатами своей деятельности, проницательность в определении своих потенциальных возможностей, наличие особых личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, наблюдательности, логики мышления, оптимистической веры в себя.

В рамках работы методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов. Единство структурного и содержательного компонентов могут обеспечить эффективность целенаправленной деятельности педагога по самообразованию. Система работы методической службы по созданию условий для  самообразования должна строиться на основе принципов добровольности, системности, аналитичности и  преемственности. Благодаря самообразованию педагог поднимается на более высокий уровень мастерства и профессионализма, начиная от формирования личностных качеств и профессиональных компетенций и продолжая  проявлением педагогического творчества. О значимости самообразования можно судить исходя из степени значимости конечных результатов, которые определяются на основе самодиагностики и диагностики. В конечном итоге сам педагог способен определять для себя научно-обоснованные ориентиры, совершенствуя своё профессиональное мастерство, а объективная оценка результатов стимулирует этот процесс. Самообразование учителя, так как оно способствует формированию профессиональных компетенций, играет большую роль в  решении педагогических задач, которые определены учреждением образования.

Важным аспектом в повышении эффективности самообразования педагогов является стимулирование.

Литература

 

  1. Браже Т. Слагаемые профессионализма./ Т.Браже// Учитель. 2001. № 1.
  2. Вертилецкая И.Г. Самообразование как источник индивидуального роста педагога./ И.Г.Вертилецкая// Педагогическая мастерская. 2004. № 6.
  3. Глинский А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении.// А.А. Глинский/ Мн.: Академия последипломного образования. 2002.
  4. Князев С.Н., Ганчерёнок И.И. Концептуальные положения инвариантной модели непрерывного образования руководящих кадров в Республике Беларусь. / С.Н.Князев, И.И.Ганчерёнок// Мн.: Кіраванне ў адукацыі. 2007. № 6.
  5. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.// Н.В.Кухарев, В.С.Решетько// М.: Белый ветер. 1998.
  6. Лизинский В.М. Идеи  к проектам и практика управления школой./ В.М. Лизинский// М.: Педагогический поиск. 2000.
  7. Михайлова Н.С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления./ Н.С.Михайлова// Мн.: Кіраванне ў адукацыі. 2007. № 1.
  8. Чинкина Н. творческое саморазвитие учителя: стимулы и барьеры.// Директор школы. 2000. 8.
  9. Шевченко В.М. Педагогическое самообразование: путь к мастерству./ В.М.Шевченко// М.

Пашкович Татьяна  Фадеевна

Домашний адрес:

Могилёвская область,

город Бобруйск,

улица Советская, дом 92, квартира 37;

д.т.: 55-36-75;

паспорт КВО 986559 выдан 18.04.2003 года

Ленинским РОВД Могилёвской области